пятница, 11 октября 2013 г.

Характер и основные мысли пророчеств Амоса

(Книга пророка Амоса: введение, перевод и объяснение. Казань, 1897) 
      Вероучение Амоса несомненно носит общебиблейский ветхозаветный характер. И если обращать внимание на общеупотребительные у пророка имена Божии, то нужно будет отметить следующее: Иегова (51 раз), Елогим (1 раз), Адонаи (3 раза), Адонаи Иегова (очень часто), Иегова Бог воинств (3 раза). Из этих имен Божиих можно делать, пожалуй, косвенный вывод о том, что пророк преимущественно раскрывает учение о Боге-Царе и Владыке мира и еврейского народа (Иегова). В соответствие этому косвенному выводу, можно указать на учение пророка о Боге, как существе всемогущем, грозном и величественном. Так и начинаются речи Амоса: Возгремит Господь с Сиона, из Иерусалима даст глас Свой, - и восплачут хижины пастухов, увянет вершина Кармила (1:2). На то же величие Иеговы можно видеть указание в словах пророка: Он образует горы и творит ветер (4:13), колеблет землю, как нильские воды (9:6), творит семизвездие и Орион и украшает небо (5:8). Он всемогущ. Он превращает день в смертную тень и разливает воду морскую по лицу земли (5:8), делает плодородною и бесплодною землю (9:13. 4:6-10), размножает и губит народы болезнями и язвами (4:8-10), землетрясениями (4:11), короче, нет бедствия, которое было бы не Господом попущено (3:6). То же величество и могущество Господа проявляется в истории: в изведении евреев из Египта и истреблении пред ними сильных аморреев (2:9), в переселении филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира (9:7), в стеснении Израиля во всех его пределах (6:14). Всемогущество Божие уясняется Его вездесущием и полною властью над всем и во всем видимом и невидимом: ни в преисподней, ни на небе, ни на вершине Кармила, ни на дне моря невозможно укрыться от Его гневных очей и мощной руки (9:2-5). В параллель со столь всемогущим Иеговой невозможно, по взгляду пророка, существование и почитание языческих богов. Поэтому существование и история языческих народов зависит не от их языческих богов, а от единого истинного Бога - Иеговы (1:3. 2:3. 9:7); языческие же боги суть ни что иное, как ложь, придуманная и обманывающая человека (2:4. 5:26). Раскрывая нравственные свойства существа Божия, пророк Амос преимущественно оттеняет правосудие и правду, как осуждение современному бесправию в Израильском царстве. Так, строгая речь на Израильское царство начинается возвещением Господня гнева за то, что израильские судьи продают правого за серебро и бедного за пару сандалий (2:6-7). В Самарии представляются Господу особенно гнусными бесчинство и притеснения бедных (3:9), угнетение нищих (4:1), построение богачами драгоценных домов и роскошная жизнь, основанная на насилиях и мздоимстве (2:8. 5:11-12), неправда и обман в торговле (8:4-6), ненависть к защитникам правды (6:10), нежелание поступать справедливо (3:10). Этот строгий суд посланника Божия на современную неправду несомненно указывает на отличительные достоинства пославшего его Правосудного Бога. С правдою пророк отождествляет и все высшее нравственное совершенство и благо человека: Ищите добра, а не зла… возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие (5:14-15). В тех же обличительных речах пророка можно видеть учение его о милостиГоспода к людям. Это положение особенно многократно раскрыто Амосом в видениях седьмой главы, в коих он все грядущие бедствия прекращает молитвою: Пощади, Господи Боже! Кто восстановит Иакова? Ведь он очень мал. И Господь отменяет исполнение видений (7:2-3,5-6). Святость Иеговы упоминается пророком в указании на Его святое имя, оскорбляемое и бесславимое поступками людей (2:7). Святость отождествляется со всем существом Божиим (4:2. 6:8). Святости Божией особенно гнусны высокомерие, жадность, роскошь, неправда, распутство Израиля (2:7. 4:2. 6:8). Главным же образом пророк раскрывает учение о правде Божией, требующей наказания грешным людям, от которого не спасают ни их призвание, ни надежды теократические, ни надежды на храм. Вездесущие, всемогущество, всеведение Божии раскрываются пророком лишь для выяснения господства правды Божией в мире и человеческой истории (сравн. 1-2:5. 5:24. 6:10,14. 8:11-14. 9:1-5). Нравственное учение пророк раскрывает в обличительных речах. Пророк от лица Божия требует от слушателей умения поступать справедливо (3:10), быть безукоризненными пред язычниками (3:9), не бесславить святое имя Божие безнравственными поступками (2:7), требует душевного обращения к Богу (4:6-10), сердечной ненависти к злу и любви к добру и правде (5:14-15). Господу особенно ненавистно в израильтянах высокомерие (6:8. 8:7). Израиль есть народ "познанный" и избранный Богом из всех племен земных (3:2) и, как таковой, награжден ханаанской землею (2:9-10). За эти благодеяния Израиль должен свято чтить Иегову пред всеми народами (6:2). Но богопочтение Израиля должно проявляться не внешними обрядами: жертвами, приношениями, квасным, десятинами и т.п. (4:4-5), а любовью к добру и ненавистью к злу (5:15). Вообще во взаимных отношениях людей, по учению пророка, должны господствовать правда, сострадание, милость, жалость (1-2 глл.), особенно же правда (5:24). В Иуде Господу ненавистно нарушение Его законов и заповедей (2:4), в Израиле - притеснение бедняков, ненависть к обличителям (5:10). За это Господь обещает рассеять Израиля по народам (9:9), послать на него голод (4:6-7) и погибель от руки врагов (5:2-3). За нарушение той же правды и языческие народы ожидает погибель (1:3-2:3).




Перевод Юнгерова с масоретского
Книга пророка Амоса.
Главы: 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09. 


Источник

Амос в переводе Юнгерова Изд. Библеист.

Комментариев нет:

Отправить комментарий